Богатырь русской живописи
165 лет исполняется 15 мая знаменитому русскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову.
Его картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке» знакомы любому школьнику. «Истинный богатырь русской живописи» - так величали Васнецова почитатели его таланта. И не только из-за сказочно-былинной тематики его работ. Васнецов дал начало новому национальному направлению живописи.
Виктор Васнецов входил в так называемый «Абрамцевский художественный кружок». В конце XIX века усадьба Абрамцево, неподалеку от Сергиева Посада, принадлежала крупному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. На протяжении многих лет у него регулярно гостили и работали лучшие художники Москвы: Репин, Поленов, Левитан, Врубель, скульптор Антакольский, а также младший брат Виктора Васнецова, тоже художник, Аполлинарий Васнецов. Эти необыкновенно живописные места и близость к Троице-Сергиевой Лавре оказали на их творчество огромное влияние. Здесь Васнецов пишет свою знаменитую «Аленушку». «Как будто она давно жила в моей голове, - рассказывал он, - но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».
![](http://stsl.ru/news/2013-05/20130516-004.jpg)
По эскизам Василия Поленова и Виктора Васнецова был создан усадебный храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Васнецов занимался и росписью храма. Его перу принадлежит икона для иконостаса – образ преподобного Сергия Радонежского. В 1895 году художник вновь обращается к образу Игумена Земли Русской и пишет картину «Преподобный Сергий Радонежский». На ней изображен известный эпизод, связанный с возникновением источника. Внизу старославянской вязью воспроизведен фрагмент текста Епифания Премудрого «Слово похвальное Преподобному Отцу нашему Сергию». Спустя почти двадцать лет брат Васнецова Аполлинарий напишет картину «Троице-Сергиева Лавра».
Особое отношение братьев Васнецовых к церковной тематике неудивительно. Оба они выходцы из многодетной семьи сельского священника, уроженцы Вятской губернии. В Вятке Виктор Васнецов окончил духовное училище и учился в Духовной семинарии. По воскресеньям семинарист шел на базар и рисовал. Его тетради были полны зарисовок по памяти. В 1866-67 годах Васнецов настолько преуспел в живописи, что его пригласили помогать декорировать Вятский кафедральный собор. Всего полгода он недоучился в Семинарии. И с благословения отца уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Художник сумел найти себя в самых разных областях искусства: театральной декорации, архитектуре, прикладном искусстве, иллюстрации. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства - образа, звука, слова - в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», - говорил он.
В начале 1885 года Васнецова приглашают принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Художник соглашается: у него уже есть опыт - абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших пространств. Верующий человек, в работе на благо Церкви он начинает видеть свое настоящее призвание. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе, создал около 400 эскизов и 2000 квадратных метров фресок при участии помощников! За великие труды художник был удостоен звания профессора живописи.
![](http://stsl.ru/news/2013-05/20130516-005.jpg)
С этого момента Васнецова буквально завалили заказами на роспись храмов. Наиболее известна выполненная Виктором Михайловичем декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, - и сделал эскизы для мозаичных изображений.
В это же время Васнецов пишет свое знаменитое полотно «Страшный суд» - выдающееся произведение русского церковного искусства конца ХIХ в.
Особое место в религиозном творчестве Васнецова занимают образы святых. Художник разработал много иконографий, но лучше всего ему удались русские святые.
![](http://stsl.ru/news/2013-05/20130516-006.jpg)
"В этих образах - вся древняя Русь, весь религиозный символизм её истории: епископ, св. княгиня, одинокий монах-летописец и князь наследник варягов..." - писал о работах Васнецова его современник, художественный критик С. Маковский.
Скончался Виктор Михайлович 23 июля 1926 года. Значение Васнецова для развития национальной школы живописи трудно переоценить. Его картины по-прежнему вызывают особый интерес у всех ценителей русского искусства.
15 мая 2013
15 Мая 2013